ОДО "Профмаштехника"
СПЕЦТЕХНИКА
ЗАПЧАСТИ ДЛЯ СПЕЦТЕХНИКИ
СОБСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Республика Беларусь, г.Минск
Тел.: +375 17 39 37 000

ГРАЗ: легкие решения для тяжелой техники

В последнее время при транспортировке нефтепродуктов все чаще стали использоваться крупнотоннажные полуприцепы-цистерны (ППЦ). Однако при эксплуатации большегрузного транспорта перевозчики сталкиваются с необходимостью получения специальных разрешений на перевозку тяжеловесного груза по дорогам общего пользования. По существующим нормам масса автопоезда не должна превышать 38 т, на долю тягача при этом приходится около 10 т. Как убраться в оставшиеся 28 тонн?
В последнее время при транспортировке нефтепродуктов все чаще стали использоваться крупнотоннажные полуприцепы-цистерны (ППЦ). Однако при эксплуатации большегрузного транспорта перевозчики сталкиваются с необходимостью получения специальных разрешений на перевозку тяжеловесного груза по дорогам общего пользования. По существующим нормам масса автопоезда не должна превышать 38 т, на долю тягача при этом приходится около 10 т. Как убраться в оставшиеся 28 тонн? Существует два возможных варианта:  
Первый – за счет уменьшения объема груза. Но такой способ существенно снижает эффективность транспортировки нефтепродуктов. Второй вариант, более приемлемый для перевозчиков, – за счет облегчения самого полуприцепа, уменьшения его снаряженной массы. 
Именно снижение веса моделей является одной из задач, стоящих перед конструкторами ГрАЗ (Грабовского автомобильного завода), крупнейшего российского производителя емкостной спецтехники. Специалисты ГрАЗ решают эту задачу двумя путями: вводя конструктивные новшества, которые помогают существенно уменьшить массу моделей, и используя в производстве цистерн наиболее легкий материал – алюминий.  
Алюминиево-магниевые сплавы при производстве цистерн стали применяться на ГрАЗе еще в 90-х годах (тогда алюминий использовался только для аэродромных топливозаправщиков). Сегодня ГрАЗ изготавливает дорожную технику для перевозки нефтепродуктов с алюминиевыми емкостями диапазоном от 24 м3 до 40 м3. Завод производит модели по всем норам ГОСТ, используя алюминиевый лист толщиной 6 мм – для сохранения прочности. 
Каковы преимущества техники из алюминия?
Алюминиевые цистерны пройдут весовой контроль там, где его не пройдут стальные, и позволят избежать штрафов за превышение полной массы и осевых нагрузок. 
Кроме того, в алюминиевых цистернах уменьшается нагрузка на седло, соответственно «облегченный» тягач меньше изнашивается, сокращается тяговое усилие – все это ведет к уменьшению расхода топлива. Так, по отзывам клиентов завода ГрАЗ, уже эксплуатирующих подобную технику, алюминиевая ППЦ объемом 30 м3 позволяет сэкономить 10 литров топлива на 100 км пробега. При среднем пробеге в день 200 км (экономия топлива - 20 л) и средней стоимости дизельного топлива 17 руб./литр использование алюминиевой цистерны, по сравнению со стальной, экономит 340 руб. в день и соответственно 124 100 руб. в год.
Помимо экономии на обслуживании, эксплуатация алюминиевых цистерн имеет множество дополнительных преимуществ: 
  1. Благодаря высокой износостойкости и антикоррозионности алюминия увеличивается срок службы цистерны: если стальная цистерна прослужит, в среднем, 7,5-10 лет, то алюминиевая – от 15 до 30 лет.
  2. В условиях экстремально низких температур, когда сталь становится ломкой, алюминий сохраняет высокую прочность.
  3. Потребитель может вернуть часть стоимости цистерны после вывода ее из эксплуатации, реализовав на рынке вторсырья.
Таким образом, использование цистерн из алюминия, в целом, экономически выгоднее и удобнее, чем использование стальной, и существенно повышает эффективность транспортировки нефтепродуктов.
Для снижения веса техники, кроме применения алюминия, используются различные конструктивные решения, которые могут иметь как свои плюсы, так и минусы. Что производители спецтехники предлагают сделать для достижения этой цели?     
  • Снизить количество ребер жесткости. Но это ведет к уменьшению прочности и устойчивости моделей из-за опасности гидроудара и противоречит нормам ГОСТ. Напротив, наличие ребер жесткости усиливает надежность всей конструкции цистерны. В гразовских моделях они имеют особую, плосковогнутую форму, благодаря которой гасятся удары нефтепродукта.
  • Убрать бронелисты. Этот вариант также не допускается нормами ГОСТ, отсутствие бронелистов снижает прочность техники.   
  • Сделать силовые элементы более легкими и тонкими, что опять-таки снижает устойчивость цистерн.   
Подобные решения, по мнению конструкторов ГрАЗ, крайне неэффективны, т.к. отрицательно сказываются на технических и эксплуатационных характеристиках ППЦ. Исходя из принципа, что снижение веса цистерны не означает снижение ее надежности – качества, столь необходимого в российских дорожных условиях, специалисты ГрАЗ выработали более приемлемые способы уменьшения веса конструкции цистерны:  
  1. Облегчение обвески полуприцепов.  
  2. Установка цистерн на более легкие шасси. Алюминиевые цистерны ГрАЗ изготавливаются на осях и пневматической подвеске производства компании BPW, являющейся мировым лидером в данной отрасли. Подвески BPW легче и долговременнее рессорных, а регулируемый просвет пневмоподвески позволяет добиться полного слива продукта даже при остановке полуприцепа на неровной дороге.
  3. Применение безрамной конструкции, имеющей минимальную массу.  
Благодаря этим конструктивным решениям алюминиевые полуприцепы-цистерны ГрАЗ отличаются не только повышенной легкостью, но и повышенной прочностью. Они строго соответствуют европейским требованиям по безопасной перевозке огнеопасных жидкостей (ADR) и российским ГОСТам. По функциональным и конструктивным характеристикам гразовские цистерны аналогичны зарубежным моделям, но при этом они более приспособлены к эксплуатации на российских дорогах, а также выгодно отличаются от импортных по цене.


 

Автор: Administrator от 12.08.2011





  

 

ОДО "Профмаштехника"

220020, Республика Беларусь, г.Минск
проспект Победителей, д. 104, пом. 18
Тел.: +375 17 39 37 000
    Каталог TUT.BY
Copyright © 2001 - 2020 ОДО Профмаштехника. Все права защищены.